Положение о безотметочном обучении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Уютненская средняя общеобразовательная школа"
Пролетарского района Ростовской области
(МБОУ Уютненская СОШ)
Принято педагогическим
советом
№1 от09.09.2014г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ Уютненской СОШ
_______________О.Ф. Шматько
Приказ от 19.09.2014 года № 152

ПОЛОЖЕНИЕ
о безотметочном обучении и системе оценивания
учебных достижений обучающихся
по предметам «основы религиозных культур и светской этики» и
«основы нравственности» в МБОУ Уютненской СОШ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
11. Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования
России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях
безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15120/13, Письма Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года N МД1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ», Концепции
национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом
Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. № 201).
1.2. Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов
контроля и оценки результатов обучения и развития младших школьников.
1.3. Основной целью безотметочного обучения в школе следует считать формирование
контрольно-оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы учебной
самостоятельности, т.е. умения учиться.
1.4. По предметам «основы религиозных культур и светской этики» и
«основы нравственности» (далее ОРКСЭ) исключается система бального (отметочного)
оценивания и в классные журналы количественная оценка не выставляется.
Безотметочное обучение ( оценивание) – система контроля и самоконтроля учебных
достижений школьников. Она предполагает отказ от пятибалльной системы отметки как
формы количественного выражения результата оценочной деятельности учителя. Контроль и
самоконтроль должны отражать качественный результат процесса обучения, который
включает не только уровень усвоения обучающимся знаний по предметам, но и уровень его
развития
1.5. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
15.1.Критериальность. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной,
выработанной совместно с обучающимися, основе. Критерии должны быть однозначными и
предельно четкими.
1.5.2. Приоритет самооценки. В учебном процессе наряду с использованием внешней
оценки (оценка учителя; взаимооценка) формируется способность обучающихся
самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной
самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся - прогностической (оценка
предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя.
1.5.3. Непрерывность. С учетом непрерывности процесса обучения, предлагается
перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к
оцениванию процесса движения к нему. При этом обучающийся получает право на ошибку,
которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.

1.5.4. Гибкость и вариативность инструментария оценки. В учебном процессе
используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на
прогресс или регресс в успеваемости и развитии обучающегося.
1.5.5. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Качественная
составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет
отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе,
отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
Количественная - позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений обучающихся,
сравнивать сегодняшние достижения обучающегося с его же успехами некоторое время назад,
сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и
количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики
развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
1.5.6. Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны
проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В
характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты
наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
1.6. Основные виды контроля можно определить по их месту в процессе обучения:
1.6.1.Предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень
обученности и развития обучающихся.
1.6.2. Текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и
степень их продвижения в освоении программного материала.
1.6.3.Итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний обучающихся по
предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности
школьников по содержанию:
1.6.4.
Прогностический
или
планирующий
контроль,
определяющий
последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до
начала реального выполнения действия.
1.6.5.Пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия.
1.6.6.Контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную
операцию с образцом после осуществления учебного действия по субъектам контрольнооценочной деятельности:
1.6.7.Внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками
(взаимоконтроль и взаимооценка).
1.6.8. Внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся и
обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности
(самоконтроль и самооценка).
1.7. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения
является определениеобучающимся границ своего знания-незнания, своих потенциальных
возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе
осуществления учебной деятельности.
Конечная цель безотметочного обучения – формирование у обучающихся адекватной
самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной
деятельности.
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на
выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу,
от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов обучающихся за
текущий и предыдущий периоды.
2.2. Основными показателями развития обучающихся являются:
2.2.1. Сформированность учебно-познавательного интереса.
2.2.2. Сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют
мотивационно–потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения.
2.2.3. Сформированность общеучебных умений.

2.2.4. Способность определять границы своего знания-незнания.
2.2.5. Сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как
индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности.
2.2.6. Способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с
новыми условиями учебной задачи.
2.2.7. Самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим
действиям.
2.2.8. Способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.
2.3. Динамика развития обучающихся фиксируется учителем на основе итоговых
проверочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ОРКСЭ

3.1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается
использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки,
самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При
неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше
обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
3.2. Оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества обучающихся,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп
деятельности и др.).
3.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг обучающегося, попытка
(даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое
проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою
работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.
Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с обучающимися должно
быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.
Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение обучающегося.
3.4. Виды оценивания на уроке ОРКСЭ: вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес
одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.

3.5.По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
3.6.По ОРКСЭ домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с
родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.)
3.7. По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего
учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ
используется качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов.
Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при
формировании портфолио обучающихся.
В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все
итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и
традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на
общеклассных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал
школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.
Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал,
костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или
художественное произведение, постановка, праздник.
Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе
информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических
персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль,
соревнование, телепередача и т.д.
3.8. Оценивание осуществляется по системе «зачет-незачет».

3.9.Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и
навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков
ценностного мышления на уроках ОРКСЭ:
Педагогическое наблюдение.
Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какоголибо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в
рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое
распространение в трудах И.С. Якиманской.
Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление
познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием,
с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике
фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений
субъективность снимается.
Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят
характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к
случаю.
Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте
всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей
ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность,
произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы.
Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и
изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность
проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных
особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время
позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным
проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же
данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
Самооценка обучающихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в
начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно
много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.
Базовые критерии достаточно просты:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке; Я
мог выполнить работу значительно лучше; Я
плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это
нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть по количеству
уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися.
Можно предложить цветовое или символическое оформление.
Дата

Я хорошо выполнил
свою работу на уроке

Я мог
работу
лучше

выполнить Я плохо работал на
значительно уроке.

05.09.14
12.09.14
19.09.14
Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего
участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что
намечено проверить. Вот пример такого листа.

Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления
Определял цели, ставил задачи
Ждал помощи от участников группы
Принимал участие в совместной работе
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения
Помогал группе в выборе правильных решений
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы
Находил и исправлял ошибки
Оказывал помощь, откликался на работу других
Преодолевалтрудности,добивалсядостижения
результата
Осознавал ответственность за общее дело
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки
зрения
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний,
полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.
Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения
урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект
может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные
модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с
Содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:
в форме праздника с приглашение зрителей;
в форме конкурса с приглашением жюри;
в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся
сформированы все группы универсальных учебных действий.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы в
рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый
из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей
деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта
деятельности другим.
4.2. Права и обязанности обучающихся
4.2.1. Обучающиеся имеют право:
4.2.1.1.на собственную оценку своих достижений и трудностей;
4.2.1.2.на оценку своей работы учителем;
4.2.1.3.на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
4.2.1.4.на ошибку и время для ее ликвидации;
4.2.1.5.на участие в разработке критериев оценивания своей работы;
4.2.1.6.на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий;

4.2.1.7.на отказ от выполнения домашнего задания, если по каким-то причинам он
затрудняется с его выполнением;
4.2.1.8.на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
4.2.2. Обучающиеся обязаны:
4.2.2.1.по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
4.2.2.1.осваивать способы осуществления контроля и оценки;
4.2.2.2.иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается
контрольно-оценочная деятельность обучающегося.
4.3. Права и обязанности учителя
4.3.1. Учитель имеет право:
4.3.1.1.иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающегося;
4.3.1.2.самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений
обучающегося.
4.3.2. Учитель обязан:
4.3.2.1.соблюдать основные Положения безотметочного обучения;
4.3.2.2.соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;
4.3.2.3.работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;
4.3.2.4.оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития
и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью
способов качественного оценивания;
4.3.2.5.фиксировать динамику развития и обученности обучающегося только относительно его
собственных возможностей и достижений;
4.3.2.6.на родительских собраниях учитель знакомит родителей обучающихся с особенностями
оценивания в 1 классе школы, называют преимущества безотметочной системы обучения;
4.3.2.7.для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в
конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные
консультации.
4.4. Права и обязанности родителей
4.4.1. Родитель имеет право:
4.4.1.1.знать о принципах и способах оценивания достижений в школе;
4.4.1.2.получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;
4.4.1.3.получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и
трудностей в обучении своего ребенка;
4.4.1.4.по желанию родителей учитель может оценить успеваемость каждого обучающегося по
пятибалльной системе на основании результатов, полученных в ходе текущего, тематического
и итогового контроля, однако результаты оценки обучающимся не сообщаются.
4.4.2. Родитель обязан:
4.4.2.1.соблюдать такт по отношению к ребенку;
4.4.2.2.информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми
родитель сталкивается в домашних условиях;
4.4.2.3.посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по
оказанию помощи в образовании их детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение об организации работы по предупреждению и пресечению наркотических средств.docx (скачать)
положение по хранению и учету прекурсоров.docx.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».