Методические_рекомендации_по_разработке_адаптированных_программ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ АДАПТИРОВАННЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Москва, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.2.1.
4.2.2.
4.2.3.
4.2.4.
4.2.5.
4.2.6.
4.2.7.

ВВЕДЕНИЕ
Основное содержание дополнительного образования
туристско-краеведческой направленности детей с ОВЗ и
инвалидностью
Разработка и адаптация дополнительных
общеобразовательных программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
Нормативно-правовой аспект
Нормативные основания для разработки АДООП
Утверждение АДООП
Реализация АДООП
Содержание и оформление структурных элементов АДООП
Структура АДООП
Содержание структурных элементов АДООП
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание изучаемого материала
Ресурсное обеспечение программы
Список использованной литературы
Приложение «Календарно-тематический план»
Приложение 1
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Клуб путешественников»

2

3
5

6
8
8
8
8
10
10
11
11
11
14
15
15
16
16

ВВЕДЕНИЕ
Методические
рекомендации
по
разработке
адаптированных
общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – АДООП)
туристско-краеведческой направленности для детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов (далее –
методические рекомендации) разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;

Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;

Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014 г. № 1599.

Федеральным государственным образовательным стандартом
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);

Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), в который
включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ;

Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413), в который включены
специальные требования образования обучающихся с ОВЗ;

Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.03.2016 г. № ВК - 641/09 «О направлении методических
рекомендаций» и Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей;

Письмом Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07
"О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических
комиссий";
3


Совместным
приказом
Минпросвещения
России
и
Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об утверждении
общих требований к организации и проведению в природной среде следующих
мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы
несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других
маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных
мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных
групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках
и длительности проведения таких мероприятий»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические рекомендации:
направлены на обеспечение единых методологических подходов
и организационно-педагогических условий в субъектах Российской Федерации
в части реализации дополнительного образования туристско-краеведческой
направленности детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
предназначены для использования руководителями и специалистами
образовательных организаций, разрабатывающих и реализующих АДООП для
детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Методические рекомендации разработаны совместно ФГБОУ ДО
«Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и
оздоровления детей» и МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара (далее – ЦВО
«Творчество») на основе более чем 20-летнего опыта работы педагогического
коллектива ЦВО «Творчество».

4

1. Основное содержание дополнительного образования
туристско-краеведческой направленности детей с ОВЗ и инвалидностью
Современная педагогика определяет основные функции туристскокраеведческой
деятельности:
обучение,
воспитание,
оздоровление,
профессиональная ориентация, социальная адаптация. Туристско-краеведческая
деятельность направлена на совершенствование интеллектуального, духовного
и физического развития, способствует изучению истории, культуры и природы
Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
На это ориентированы и программы туристско-краеведческой
направленности в системе дополнительного образования детей с ОВЗ и
инвалидностью. Реализация таких программ способствует сохранению
семейных ценностей и традиций, является источником социального,
личностного и духовного развития обучающихся, развитию самостоятельности,
выносливости, познавательных процессов; получению опыта работы в
коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной
средой.
Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы
программ: пеший, горный, водный, вело и другие виды туризма (адаптивный
туризм), альпинизм, ориентирование на местности, различные направления
краеведения, в том числе музееведение и др.
Одним из наиболее востребованных направлений туристскокраеведческой деятельности обучающихся в последние годы стала поисковоисследовательская работа, связанная с изучением мест воинской славы
времен Великой Отечественной войны, охраной мемориалов, участием в
вахтах памяти, акциях «Бессмертного полка». Сегодня стоит задача создания
музеев и экспозиций, посвященных участникам СВО.
В программах туристско-краеведческой направленности важнейшую
роль играют выездные формы учебных занятий – туристские походы,
экспедиции, экскурсии. Работа направлена на изучение детьми историкокультурных и природных особенностей родного края.
Интересной формой ориентирования на местности, доступной и полезной
детям с ОВЗ и инвалидам является ориентирование по тропам (Трейл-О).
Трейл-О аналогично обычному ориентированию. Привлечение детей с
ограниченными возможностями к занятиям ориентированием имеет важное
социальное значение. Занимаясь ориентированием, дети с ОВЗ и
инвалидностью получают навыки занятий спортом, знакомятся с новыми
людьми, заводят друзей, активно проводят досуг.
5

Трейл-ориентирование – это дисциплина спортивного ориентирования,
основанная
на чтении карты местности. Учебные
и тренировочные
мероприятия могут быть организованы на любой местности, а в зимний период
и период межсезонья участвовать в них спортсмены могут и не выходя из
помещения: трасса устанавливается на улице, а спортсмены выполняют
задания, наблюдая из окон.
В трейл-ориентировании для прохождения трассы используются только
заранее определенные траектории движения: дороги, дорожки и тропинки,
расположение которых отмечается на заранее подготовленной карте, и, что
принципиально важно, при прохождении трассы не учитывается скорость
передвижения по ней – от участника требуются лишь навыки чтения карты и
точное соотнесение карты и местности.
На каждом контрольном пункте (КП) трассы устанавливается несколько
призм (флагов), которые видны участникам с доступных для движения путей,
обозначенных на карте. Призм устанавливается несколько, на различном
расстоянии друг от друга, но лишь одна из них полностью соответствует
определѐнной точке на карте. Цель трейл-ориентирования – решить «задачу» –
точно определить на местности тот объект (флаг), который находится в центре
кружка на карте и описан в легенде; зафиксировать свой результат, т.е. сделать
отметку о решении «задачи» на своем бланке.
2. Разработка и адаптация дополнительных общеобразовательных
программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
может
разрабатываться
на
основе
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы с учетом включения в
образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться
специально для определенной категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
объединенных в одну группу (творческое объединение), а также
разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка
с ОВЗ и детей-инвалидов.
При организационной работе по проектированию, разработке
и утверждению АДООП для детей с ОВЗ и детей-инвалидов учитываются
возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские
рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии,
запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается
необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются
6

формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых,
так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического
сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.
При адаптации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ
и детей-инвалидов необходимо:
1) учесть особенности и возможности направленности программ
дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала,
формирования социальных и жизненных компетенций детей с ОВЗ и детейинвалидов;
2) показать специфику образовательной организации, так как АДООП
должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные
потребности и запросы обучающихся - представителей детско-взрослых
сообществ.
Перед составлением АДООП педагогам необходимо ознакомиться
с результатами психолого-педагогической диагностики детей. Это
медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое,
логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет
определить характер особых потребностей ребенка в целом; актуальный
уровень конкретного обучающегося; индивидуальные потенциальные
возможности ребенка.
Первичная диагностика обучающихся помогает педагогу определить
степень влияния АДООП на формирование компетенций у каждого ребенка,
помогает объективно сформулировать цели и определить соответствующий для
ребенка образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется
с родителями.
АДООП должна быть направлена на обеспечение более высокого уровня
физического и интеллектуального развития; оказание помощи в максимально
полной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых
сверстников.
Для успешного решения поставленных задач педагогам необходимо
обратить внимание на выбор способов для их осуществления.
Критериями выбора этих способов являются следующие:
 учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение
личностно ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого
потенциала;
 практико-ориентированная направленность интересов и потребностей
ребенка;
 связь направленности программы дополнительного образования
с жизненными и социальными компетенциями;
7

 включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность
по оказанию помощи друг другу;
 ориентация на постоянное развитие творческого потенциала;
 привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров
программы дополнительного образования.
3. Нормативно-правовой аспект
3.1. Нормативные основания для разработки АДООП
−
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
−
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
−
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;
−
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
−
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3
сентября 2019 г. № 467;
−
Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. № ТС-1780/07
«О направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ».
3.2. Утверждение АДООП
Организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность,
разрабатывают и регулярно обновляют АДООП с учетом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы, физической
культуры, спорта и туризма.
АДООП принимается педагогическим или методическим советом
и утверждается руководителем образовательной организации, что фиксируется
на титульном листе программы.
Порядок рассмотрения и утверждения программы определяется
локальным правовым актом образовательной организации.
3.3.

Реализация АДООП
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут
8

реализовывать АДООП в течение всего календарного года, включая
каникулярное время.
Формы
обучения
по
АДООП
определяются
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
На обучение по АДООП дети поступают по рекомендации ПМПК.
Обучение данной категории детей осуществляется с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья. Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ по АДООП
может осуществляться с привлечением специалистов в области коррекционной
педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую
программу профессиональной переподготовки.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны
создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение АДООП указанными категориями обучающихся в соответствии
с заключением ПМПК.
Под специальными условиями для получения дополнительного
образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие
в
себя
использование
специальных
образовательных
программ
и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
Сложность, объем учебного материала АДООП должен учитывать
особенности и психофизическое развитие обучающихся.
Сроки обучения могут быть увеличены с учетом особенностей
и уровнем психофизического развития обучающихся в соответствии
с заключением ПМПК.
Численность обучающихся с ОВЗ и инвалидов в учебной группе
устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально
или всем составом. Допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения. АДООП реализуются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и
9

посредством сетевых форм их реализации.
При реализации АДООП используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. Для
детей с ОВЗ, детей-инвалидов актуальным является организация
образовательного процесса по так называемому «смешанному» типу, т.е. с
использованием как традиционных, так и дистанционных форм обучения.
Особенностью дистанционной формы является то, что педагог осуществляет
процесс обучения удаленно, через сеть Интернет. Возможно, дистанционное
обучение как в режиме реального времени (с использованием сервиса
видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием
форумов, интерфейсов комментирования заданий и т.п.). Во втором случае
имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый
обучающийся работает в своем темпе. Место нахождения участников
образовательного процесса свободное; единственным условием является
обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и
доступом к разработанным электронным учебным материалам по программе.
При
реализации
АДООП
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность, может применяться форма организации
деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов. Модульная
образовательная программа – программа, построенная на модульном принципе
представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя
относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной
программы) - модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.
Модульность позволяет более вариативно организовать образовательный
процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.
Модульный подход дает обучающемуся (или его законному представителю)
возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения
(в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы), а значит возможность построения
индивидуальных учебных планов.
4. Содержание и оформление структурных элементов АДООП
Страницы программы должны быть пронумерованы (на титульном листе
номер страницы не ставится).
4.1. Структура АДООП
АДООП должна включать следующие структурные элементы:
− титульный лист;
10

−
−
−
−
−
−
−

оглавление;
пояснительную записку;
учебно-тематический план;
содержание программного материала;
методическое обеспечение;
список литературы;
приложение «Календарно-тематический план» (Календарный учебный
график).1
4.2. Содержание структурных элементов АДООП
4.2.1. Титульный лист
На титульном листе программы указывается:
− учредитель образовательной организации;
− полное наименование образовательной организации;
− гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты
и номера приказа);
− полное название программы, отражающее вид деятельности;
− уровень освоения программы;
− направленность программы;
− адресат программы;
− срок реализации программы;
− ФИО, должность разработчика программы;
− название населенного пункта, год утверждения.
4.2.2. Пояснительная записка
Пояснительная записка включает:
− введение;
− нормативные основания для создания АДООП (перечень
нормативных актов федерального, регионального уровня и уровня
образовательной организации)
− направленность программы;
− новизну или отличительные особенности;
− актуальность;
− педагогическую целесообразность;
− цель и задачи;
− ожидаемые (прогнозируемые) результаты;
− адресат программы;
− форму обучения;
− форму организации деятельности (по группам, индивидуально, всем
1

Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной
программе (ФЗ-№ 273, ст.2, п.10; ст. 47, п.5)
11

составом);
− режим занятий;
− критерии и способы определения результативности;
− форму подведения итогов.
Пояснительную записку к программе рекомендуется начать с введения,
т.е. с краткой характеристики вида деятельности по программе и перечня
нормативных актов федерального, регионального уровня и уровня
образовательной организации.
Далее необходимо указать направленность программы и кратко,
но аргументированно обосновать принадлежность программы именно к данной
направленности. Направленность программы определяется не направлением
деятельности (туризм и краеведение), а ведущей педагогической идеей,
выраженной в целях и задачах программы. Как правило, независимо от
профиля
деятельности,
все
адаптированные
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы имеют социальногуманитарную направленность. Если в постановке цели педагог делает акцент
не на обучение туристско-краеведческой деятельности, а на социализацию и
адаптацию ребѐнка (средствами туризма и краеведения), то направленность
программы будет не туристско-краеведческая, а социально-гуманитарная.
В пояснительной записке обосновывается новизна или указываются
отличительные особенности программы, т.е. разработчику необходимо
провести сравнительный анализ подобных программ и указать принципиальное
отличие от них данной программы, кратко пояснить, что существенного
внесено в содержание, методы и формы реализации при разработке программы
по сравнению с другими.
Для отражения актуальности необходимо показать, что программа
соответствует действующим нормативным актам и государственным
программным документам, что в ней представлены современные идеи и
актуальные направления развития науки, техники, культуры, экономики,
социальной сферы, что она может удовлетворить потребность общества и детей
данного возраста и категории в решении актуальных для них задач.
Далее необходимо аргументировать использование педагогических
приемов, форм, средств и методов образовательной деятельности
в соответствии с целями и задачами программы, т.е. обосновать педагогическую
целесообразности программы.
Цель программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конкретный
результат, она должна содержать в себе обучающий, коррекционноразвивающий и воспитательный аспекты.
Задачи – это конкретные пути достижения цели, они подразделяются
12

на группы: обучающие (предметные), развивающие (какие творческие
способности,
ключевые
компетентности
могут
сформироваться),
коррекционные
(развитие
и
коррекция
психических
процессов,
физиологических способностей и зрительно-моторной координации)
и воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных
качеств обучающихся).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты – совокупность личностных,
метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися
при завершении освоения программы. Ожидаемые результаты формулируются
в соответствии с целью, задачами (обучения, развития, коррекции, воспитания)
и содержанием программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной, коррекционно-развивающей области
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности. Личностные результаты включают
овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных
задач
и
обеспечивающими
становление
социальных отношений обучающихся в различных средах. Метапредметные
результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые
составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными
знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов
деятельности.2 Ожидаемые результаты должны быть сформулированы четко и
конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности
обучающегося.
В пояснительной записке указывается информация об адресате
программы (возраст детей и вид нарушений); сроки реализации программы, т.е.
продолжительность образовательного процесса по каждому году обучения;
формы обучения, которые определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено
законодательством РФ3; формы организации деятельности (по группам или
индивидуально с указанием количества обучающихся в группе и обоснованием
принципов формирования групп); режим занятий (продолжительность
и количество занятий в неделю, продолжительность учебного часа и времени
2

Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» С изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г. (пункт 4.2., 4.3.,
4.4)
3
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г.
№ 629

13

на отдых), критерии и способы определения результативности программы
(указываются методы отслеживания результативности: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования,
зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения обучающимися диагностических
заданий, участия в мероприятиях и др.) и формы подведения итогов реализации
АДООП (продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования,
конференции и др.; документальные формы: дневники достижений
обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники
педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др.).
В отдельных случаях критерии оценки результатов обучения могут
не разрабатываться, при определении результатов образовательного процесса
учитываются психофизические возможности и характер нарушений
обучающихся. Определение результатов образовательной деятельности
и диагностика личностных новообразований ребѐнка осуществляется методом
включѐнного педагогического наблюдения. Оценка результатов обучения
(обученности) осуществляется в форме текущего учета. Педагог оценивает
обученность ребѐнка вербально – «от достигнутого».
Если программа строится по модульному принципу, то целесообразно
в каждом модуле представить цель, задачи, способы определения
результативности, а также формы подведения итогов реализации содержания
модуля. При этом в пояснительной записке к АДООП, включающей в себя
несколько модулей, в соответствии с «Методическими рекомендациями по
разработке дополнительных общеобразовательных программ» должны быть
представлены цель, задачи и ожидаемые результаты, как стратегические
ориентиры по освоению всех тематических модулей программы.
4.2.3. Учебно-тематический план
В учебно-тематическом плане (далее – УТП) отражается содержание
программы, раскрывается последовательность изучаемых разделов и тем,
указывается количество часов (теоретических и практических), отведѐнных
на изучение каждого раздела и темы. В дополнительном образовании
туристско-краеведческой направленности практическая деятельность детей на
занятиях, как правило, преобладает над теоретической (в примерном
соотношении 60% на 30%).
Оформлять УТП рекомендуется отдельно на каждый год обучения в
форме таблицы:
№
п/п

Название темы

Теория
14

Количество часов
Практика

Всего

Всего:

При использовании дистанционной формы обучения количество
выделяемых учебных часов должно быть также отражено в таблице УТП
по каждой теме, отразить их наличие можно в отдельном столбце «Формы
обучения»:

№
п/п

Количество часов
Название темы

Теория

Практика

Всего

Форма
обучения

Всего:

В УТП необходимо закладывать время (часы):
−
на комплектование группы первого года обучения;
−
на вводное занятие (введение в программу);
−
концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
−
мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
−
итоговое занятие, отчетное мероприятие.
4.2.4. Содержание изучаемого материала
Содержание разделов и тем программы излагается в последовательности,
соответствующей УТП. Название каждой темы должно начинаться со слова
«Тема» с указанием порядкового номера. Должно быть представлено
реферативное описание каждой темы. В теоретической части учебный материал
раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым
сможет овладеть обучающийся, в практической – перечисляются формы
практической деятельности детей.
При использовании дистанционной формы обучения в содержании
программного материала рекомендуется указать, какие разделы и темы
изучаются в этой форме.
4.2.5. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение программы включает методическое, материальнотехническое и кадровое обеспечение программы.
Указывая методическое обеспечение, можно описать учебнометодический комплекс программы; указать формы занятий, планируемых по
15

каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия,
экспедиция, конкурс и т.д.); приемы и методы организации образовательного
процесса; формы подведения итогов по каждой теме или разделу;
педагогический инструментарий оценки эффективности программы.
Материально-техническое
обеспечение
включает
перечень
оборудования, инвентаря, снаряжения, технических средств и др., необходимых
для реализации программы. Следует отметить необходимость обеспечения
доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов тех объектов, которые запланированы к посещению по
разрабатываемой программе.
В программе, предполагающей использование дистанционной формы
обучения, в данном разделе рекомендуется указать, какие платформы
использует педагог для обеспечения доступа к необходимым образовательным
ресурсам каждому обучающемуся и для интерактивного взаимодействия между
участниками образовательного процесса.
Описывая кадровое обеспечение программы, рекомендуется указать
образование педагога, его квалификационную категорию и (или) соответствие
требованиям профессионального стандарта.4
4.2.6. Список использованной литературы
Список литературы должен содержать перечень изданий, в том числе
опубликованных за предыдущие 5 лет (периодические издания за последние
3 года), по общей педагогике; по общей и возрастной психологии; по методике
воспитания; по теории и истории выбранного вида деятельности; по методике
данного вида деятельности; учебные, методические и дидактические пособия.
Список литературы составляется последовательно с единой нумерацией
и оформляется в соответствии с ГОСТом 71 – 2003.
Необходимо также указать использованные интернет-источники.
4.2.7. Приложение «Календарно-тематический план»
Календарно-тематический план (далее КТП) является обязательным
приложением к АДООП и определяет количество учебных недель, количество
учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных
периодов.5 КТП включает порядковый номер темы, формулировку темы,
количество теоретических и практических часов, отведѐнных на освоение
данной темы, дату проведения занятия:
4

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых
5
(ФЗ-№ 273, ст.2, п.10; ст. 47, п.5).

16

№
п/п

Тема занятия

Количество часов
Теория

Практика

Дата занятия

Всего

В случае тесной взаимосвязи теории и практики в рамках занятий
по программе в КТП часы на теоретические и практические можно
не распределять:
№
п/п

Количество
часов

Тема занятия

Дата занятия

В качестве примера оформления адаптированной дополнительной
общеобразовательной
программы
представлена
адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб
путешественников» авторского коллектива МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о.
Самара.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение об организации работы по предупреждению и пресечению наркотических средств.docx (скачать)
положение по хранению и учету прекурсоров.docx.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».