Положение о школьной библиотеке 2023

1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся
на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
здорового образа жизни, противодействие терроризму и экстремистской деятельности
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом школы.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки.
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями 28 декабря 2022
года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления,
изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в
соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания
главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала),
выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными
группами, организациями или движениями, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих
практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся:
• официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
• материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
• любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона
Запрещается их распространение, производство или хранение в целях распространения
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотекой определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.

3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования обучающихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) обучающихся — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на различных носителях:
• бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
• цифровом (DVD -диски);
• коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой. Воспитание культурного и гражданского самосознания,
помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный
список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной
власти;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной
организации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
• способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и

читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
обеспечивает доступность для инвалидов, лиц с ОВЗ. Слепые, слабовидящие имеют
право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в
специальных доступных форматах на различных носителях информации в
специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей; создает банк педагогической
информации как основы единой информационной службы общеобразовательной
организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий, обучающихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда.
4.13. Организует работу по сохранности библиотечного фонда школы.
•

5. Порядок проведения проверок библиотечного фонда
5.1. Процедура поверки библиотечного фонда состоит из следующих мероприятий:
- анализ не реже одного раза в три месяца ФСЭМ на наличие обновлений;
- сверка библиотечного фонда с ФСЭМ;
- оформление учетной документации;
- информирование администрации образовательной организации о новых документах, сайтах,
изображениях и иных материалах, включенных в ФСЭМ.
5.2. Сверка библиотечного фонда с ФСЭМ проводится путем сопоставления
библиографических записей в инвентарных книгах и перечня материалов ФСЭМ и
осуществляется:
- планово – один раз в три месяца;
- внепланово – при комплектовании библиотечного фонда, на этапе заказа или поступления,
независимо от источника комплектования (внешняя организация, в дар и др.).
5.3. Результаты проверки библиотечного фонда фиксируются в «Журнале сверки
библиотечного фонда с ФСЭМ» (приложение 1). Допускается возможность оформления
журнала в электронном виде. Каждая запись заверяется электронной подписью
ответственного за сверку должностного лица образовательной организации.
6.Организация деятельности библиотеки
6.1.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
6.2. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение
материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,

комплектование фонда документов.
6.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
6.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы.
6.5. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего
распорядка общеобразовательной организации.
7. Организация, управление и штаты
7.2.
Общее
руководство
библиотекой
и
контроль
за
ее
деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы,
планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны
деятельности библиотеки, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а
также за создание комфортной информационной среды для читателей.
7.3. Ответственный за организацию работы библиотеки школы отвечает в пределах своей
компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями.
7.4. Ответственный за организацию работы библиотеки школы назначается директором
школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического
совета школы.
7.5. Ответственный за организацию работы библиотеки школы отвечает за организацию
работы библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе,
которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой
план работы библиотеки является частью общего годового плана общеобразовательной организации.

7.6. Ответственным за организацию работы библиотеки школы могут быть лица из числа
педагогов школы.
7.7. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательной организации.
7.8. Размер оплаты труда ответственного за организацию работы библиотеки школы
определяется в соответствии с компенсационными выплатами.
7.9. Ответственный за организацию работы библиотеки школы должен строго соблюдать
настоящее Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в
помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
8. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
8.2. Ответственный за организацию работы библиотеки школы имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с советом родительской общественности виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут родители (законные представители);
быть представленными к различным формам поощрения, предусмотренным для работников
образования;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.

8.2. Ответственный за организацию работы библиотеки школы обязан:
- актуализировать федеральные списки экстремистских материалов, проводить сверку
библиотечного фонда и поступающей литературы с федеральным списком экстремистских материалов, по итогам проведенных сверок оформлять соответствующий акт;
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
- совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
- обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
- вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
8.3. Ответственный за организацию работы библиотеки школы несет ответственность:
- за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;
-за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
9. Права и обязанности пользователей библиотеки
9.2. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• свободно искать, получать, передавать, производить и распространять полную
информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
9.3. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
10. Порядок пользования школьной библиотекой
10.2. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
10.3. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
10.4. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский

формуляр.
10.5. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
10.6. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии ответственного за организацию работы библиотеки школы.
10.7. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
10.8. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться
к ответственному за организацию работы библиотеки школы.
10.9. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
10.10.Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и
пожарной безопасности.
11. Заключительные положения
11.2. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора
общеобразовательной организации.
11.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.4.
Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

приложение 1

ЖУРНАЛ
сверки библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов, опубликованным
на официальном сайте Министерства юстиции РФ (ФСЭМ)
Начат

«

» _______ 20___ г.

Окончен

«

» _______ 20___г.

Дата
анализа
ФСЭМ
1

Дата сверки
библиотечного фонда
2

Результат
сверки
3

Ф.И.О.,
должность и подпись
ответственного лица
4

Примечание
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Положение об организации работы по предупреждению и пресечению наркотических средств.docx (скачать)
положение по хранению и учету прекурсоров.docx.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».